Гравийные
Гравийные велосипеды — это универсальные машины для асфальта и бездорожья, созданные для свободы передвижения там, где заканчивается асфальт. Они сочетают в себе скорость шоссейного велосипеда, проходимость горного и комфорт туринга. Это идеальный инструмент для исследования проселочных дорог, гравийных трасс, лесных троп и многодневных приключений.
Ключевое преимущество: Свобода выбора маршрута без ограничений. Один велосипед для асфальта, грунта и легкого бездорожья.
1. Классификация по геометрии и назначению
Конструкция гравийного велосипеда может смещаться в сторону скорости, комфорта или проходимости.
а) Гоночные (Race Gravel)
-
Описание: Более агрессивная и низкая посадка, короткая база для лучшей отзывчивости. Сконструированы для скорости на гравийных гонках.
-
Ключевая особенность: Упор на минимальный вес и жесткость для эффективного педалирования.
-
Для кого: Для участников гонок по гравию (Unbound Gravel), спортсменов, ищущих максимальную скорость на разнообразном покрытии.
б) Вседорожные/Экспедиционные (Adventure / Bikepacking)
-
Описание: Более расслабленная геометрия для комфорта в длительных поездках. Имеют множество креплений для багажников, фляг, сумок и крыльев.
-
Ключевая особенность: Стабильность управления при полной загрузке, максимальная универсальность.
-
Для кого: Для туристов-бикпакеров, любителей многодневных походов и исследователей.
в) Универсальные (All-Round Gravel)
-
Описание: Золотая середина. Умеренная геометрия, баланс между комфортом и эффективностью.
-
Ключевая особенность: Самый популярный тип, подходящий для большинства пользователей и сценариев.
-
Для кого: Для ежедневных покатушек, вылазок на выходные, поездок по любым типам дорог.
2. Материалы рам (сплавы и композиты)
Выбор материала напрямую влияет на характер велосипеда: комфорт, вес, долговечность и стоимость.
а) Алюминиевый сплав (Aluminum Alloy)
-
Свойства: Жесткий, прочный и относительно легкий.
-
Плюсы: Лучшее соотношение цены и качества. Высокая жесткость, долговечность, ремонтопригодность.
-
Минусы: Может передавать больше вибрации от неровной дороги.
-
Использование: Основа среднего ценового сегмента. Идеальный старт для знакомства с гравием.
б) Углепластик (Карбон / Carbon Fiber)
-
Свойства: Сверхлегкий и жесткий, с возможностью тонкой настройки свойств.
-
Плюсы: Лучшее гашение вибраций (при правильном проектировании), низкий вес, возможность создания аэродинамических форм.
-
Минусы: Высокая стоимость, уязвимость к точечным ударам.
-
Использование: Стандарт для топовых и гоночных моделей.
в) Сталь (Стальной сплав / Cr-Mo)
-
Свойства: Прочная, долговечная, с выдающимися демпфирующими свойствами.
-
Плюсы: Невероятно комфортная, "живая" езда, отличное гашение вибраций, ремонтопригодность в полевых условиях, долговечность.
-
Минусы: Больший вес по сравнению с алюминием и карбоном.
-
Использование: Часто используется в рамах для бикпакинга и туринга, ценится за комфорт и надежность.
г) Титановый сплав (Titanium Alloy)
-
Свойства: Прочный, как сталь, легкий, как алюминий, и абсолютно не подвержен коррозии.
-
Плюсы: Пожизненная долговечность, уникальный комфорт, престижный внешний вид без необходимости покраски.
-
Минусы: Очень высокая стоимость.
-
Использование: Премиум-рамы для самых взыскательных райдеров, ценящих комфорт и надежность.
3. Типы тормозов
Надежные тормоза, работающие в любых условиях — критически важны для гравийного велосипеда.
а) Дисковые тормоза — СТАНДАРТ ДЛЯ ГРАВИЯ
-
Принцип работы: Колодки зажимают тормозной диск (ротор), закрепленный на втулке колеса.
-
Плюсы:
-
Мощное и стабильное торможение в грязи, пыли, воде и снегу.
-
Не зависят от состояния обода и его "восьмерок".
-
Позволяют использовать широкие покрышки.
-
-
Подтипы:
-
Механические (Cable Disc): Привод тросиком. Проще в полевом ремонте.
-
Гидравлические (Hydraulic Disc): Современный стандарт. Привод жидкостью. Дают максимальную мощность, контроль, модуляцию и не требуют усилий на ручке.
-
б) Ободные тормоза (V-Brake / Cantilever)
-
Примечание: Встречаются крайне редко на современных гравийных велосипедах.
-
Минусы: Низкая эффективность в грязи и мокрую погоду, ограничение по ширине покрышек.
-
Использование: На некоторых специализированных или устаревших моделях.
4. Количество скоростей и трансмиссия
Трансмиссия гравийного велосипеда ориентирована на широкий диапазон передач для крутых подъемов и быстрых спусков по разным покрытиям.
а) Классическая система (2x)
-
Конфигурация: 2 передние звезды (например, 46/30Т, 48/31Т).
-
Плюсы: Широкий диапазон передач, маленькие шаги между передачами для поддержания оптимального каденса.
-
Минусы: Более сложная система, риск сброса цепи, больший вес.
-
Для кого: Для райдеров, которые ездят по разнообразному рельефу и ценят возможность точно подобрать передачу.
б) Одна звезда (1x / One-by)
-
Конфигурация: 1 передняя звезда и широко диапазонная кассета сзади (например, 10-52Т).
-
Плюсы:
-
Простота: Нет переднего переключателя, меньше проблем со сбросом цепи.
-
Надежность: Меньше компонентов, которые могут засориться.
-
Широкий диапазон: Современные кассеты обеспечивают достаточно низкую передачу для любых подъемов.
-
-
Минусы: Большие шаги между передачами, может не хватать высоких передач для быстрого асфальта.
-
Для кого: Идеальна для настоящего бездорожья, грязи и бикпакинга. Стала стандартом для многих гравийных велосипедов.
Количество скоростей:
-
Стандарт: 10, 11 или 12 звезд в кассете.
-
Общее количество скоростей: Для системы 1x равно количеству звезд в кассете. Для системы 2x — 2 * (количество звезд в кассете).
Производители групп:
-
SRAM: Лидер с системами 1x (AXS XPLR, Eagle).
-
Shimano: Предлагает как 1x, так и 2x системы (GRX — специализированная гравийная группа).
-
Campagnolo: Имеет премиальные гравийные группы (Ekar).
Ключевая особенность: Ширина покрышек
-
Диапазон: Обычно от 35 мм до 50 мм.
-
Влияние: Более широкие покрышки обеспечивают сцепление, комфорт и устойчивость на бездорожье. Более узкие — лучший накат на асфальте.
Итог: Как выбрать гравийный велосипед?
-
Определите стиль катания: Гонки → Карбоновая рама, 1x или 2x, гидравлические диски. Приключения и туризм → Алюминий/Сталь, множество креплений, 1x система.
-
Выберите материал рамы: Надежность и комфорт → Сталь. Цена/качество → Алюминий. Легкость и производительность → Карбон.
-
Тормоза — только дисковые. Гидравлические для максимального контроля, механические для простоты ремонта.
-
Оцените трансмиссию: Для максимальной простоты и надежности в грязи выбирайте 1x. Для универсальности и точного подбора каденса на асфальте — 2x.
Гравийный велосипед — это свобода. Наши консультанты помогут вам найти модель, которая откроет для вас новые маршруты и направления.