BMX
BMX (Bicycle Motocross) — это особый класс велосипедов, созданных для экстремального спорта, трюков и катания в специально подготовленных зонах. Их отличает компактный размер, прочная конструкция, единственная передача и специфическая геометрия, рассчитанная на маневренность и устойчивость к ударным нагрузкам.
Ключевое преимущество: Максимальная прочность, отзывчивость и контроль для выполнения трюков и экстремального катания.
1. Классификация по назначению и стилю катания
а) BMX Racing (Гоночные)
-
Описание: Созданы для скоростных заездов по грунтовой трассе с трамплинами (BMX трасса). Цель — первым прийти к финишу.
-
Ключевые особенности:
-
Более длинная база для лучшей стабильности на скорости.
-
Более легкая рама (часто с использованием карбона в топ-моделях).
-
Обязательно наличие заднего тормоза для контроля на трамплинах.
-
Более аэродинамичная посадка.
-
-
Для кого: Для спортсменов, участвующих в гоночных соревнованиях по BMX.
б) Freestyle BMX (Фристайл)
-
Описание: Самый популярный тип, предназначенный для выполнения трюков в скейт-парках, на улице (Street) и на рампе (Vert).
-
Ключевые особенности: Упрочненная конструкция, наличие пег (специальных трубок на осях) для скольжений по перилам и граням.
-
Подвиды:
-
Street (Улица): Максимально прочные, с металлическими пегами для скольжений по перилам, бордюрам и парапетам.
-
Park (Парк): Для катания в скейт-парках на рампе, фанбоксах и других фигурах. Универсальны, хорошо сбалансированы.
-
Vert (Верт): Для катания в большой рампе (U-образной трубе). Часто имеют более высокую раму и усиленную конструкцию.
-
в) Flatland BMX (Флэтленд)
-
Описание: Специализированные велосипеды для выполнения сложных балансовых трюков на ровной поверхности (асфальт, площадка).
-
Ключевые особенности:
-
Уникальная геометрия с очень короткой базой и специфическими углами для улучшения баланса.
-
Часто более высокий руль и специальное расположение пег.
-
Сверхмалый вес для легкости манипуляций.
-
-
Для кого: Для райдеров, занимающихся "вело-балансировкой" и техничными трюками на месте.
2. Материалы рам и компонентов
Прочность — абсолютный приоритет, поэтому материалы подбираются соответствующие.
а) Сталь (Стальной сплав / Hi-Ten Steel)
-
Свойства: Прочная, но тяжелая.
-
Плюсы: Низкая стоимость, высокая ремонтопригодность (легко варится).
-
Минусы: Большой вес.
-
Использование: Основной материал для бюджетных и начальных моделей. Рама, вилка, обода.
б) Хромомолибденовая сталь (Cr-Mo)
-
Свойства: Легче и прочнее, чем обычная сталь (Hi-Ten), имеет лучшее соотношение прочности и веса.
-
Плюсы: Высокая прочность, хорошие амортизационные свойства ( "живость"), долговечность.
-
Минусы: Цена выше, чем у Hi-Ten.
-
Использование: Стандарт для качественных BMX велосипедов среднего и профессионального уровня. Чаще всего используется сплав 4130 chromoly.
в) Алюминиевый сплав (Aluminum Alloy)
-
Свойства: Легкий, но не такой прочный на удар и излом, как сталь.
-
Плюсы: Малый вес, не подвержен коррозии.
-
Минусы: Хрупкость, склонность к резкому излому, а не к деформации, плохо гасит вибрации.
-
Использование: В основном для ободов, руля, выноса и других компонентов. Рамы из алюминия для BMX — большая редкость и встречаются только в некоторых гоночных моделях.
3. Типы тормозов
В мире BMX отношение к тормозам очень специфическое и зависит от стиля катания.
а) Без тормозов (Brakeless)
-
Описание: Полное отсутствие тормозной системы.
-
Плюсы: Максимальная простота и надежность (нечему ломаться), чистый вид велосипеда, нет тросиков, которые могут мешать при выполнении трюков.
-
Минусы: Требует особой техники торможения (ногой о колесо или покрышку) и повышенного контроля скорости.
-
Использование: Очень распространено среди фристайл-райдеров (стрит, парк).
б) U-Brake (Ю-брейк) / V-Brake (V-брейк)
-
Описание: Классические ободные тормоза.
-
Плюсы: Простая конструкция, легкость обслуживания и замены колодок, хорошая мощность.
-
Минусы: Могут забиваться грязью, при "восьмерке" на ободе будут задевать за колодки.
-
Использование: U-Brake — исторический стандарт для BMX. Часто используются на гоночных и фристайл-моделях, где тормоза все же установлены.
в) Дисковые тормоза (Disc Brakes)
-
Описание: Тормозной диск (ротор) на втулке и калипер.
-
Плюсы: Мощное торможение, не зависящее от состояния обода и погоды.
-
Минусы: Большой вес, стоимость, уязвимость к ударам (можно погнуть ротор), сложность установки гиробокса.
-
Использование: Чрезвычайно редко на BMX. Практически не используются из-за веса, стоимости и уязвимости.
4. Ключевые особенности конструкции BMX
-
Размер ростовки: Измеряется по длине верхней трубы рулевой колонки (TT) в дюймах (обычно от 18.5" до 21.5"). Подбор строго по росту и стилю катания.
-
Количество передач: Всегда ОДНА скорость. Трансмиссия состоит из шатуров, одной ведущей и одной ведомой звезды, и цепи.
-
Пеги (Pegs): Трубки, устанавливаемые на оси колес. Используются для опоры, скольжений по граням и выполнения трюков. Бывают стальные, пластиковые, из сплавов.
-
Гиробокс (Gyro): Специальное устройство (ротор), позволяющее рулю и раме вращаться на 360° и более, не запутывая тормозные тросики. Критично важно для фристайлеров, выполняющих вращения.
Итог: Как выбрать BMX велосипед?
-
Определите стиль: Гонки → BMX Racing. Трюки в парке и на улице → Freestyle BMX. Техничные вращения на плоскости → Flatland BMX.
-
Выберите материал рамы: Начальный уровень → Hi-Ten Steel. Для серьезных занятий → 4130 Chromoly.
-
Решите вопрос с тормозами: Новичкам рекомендуется начинать с тормозами. Опытные райдеры часто убирают их.
-
Обратите внимание на компоненты: Качественные подшипники (не втулки скольжения), двойные обода, хромомолибденовые компоненты — признаки хорошего велосипеда.
BMX — это не просто велосипед, это инструмент для самовыражения и спорта. Наши консультанты помогут вам подобрать модель, идеально соответствующую вашему стилю и уровню подготовки.